Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 12:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Уважаемые посетители! Вас приветствуют педагоги Курского района Ставропольского края

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Наши ссылки

Методсовет

Продлёнка

Ярославский дистанционный центр

Каталог файлов

Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Его Величество - УРОК

Проблемное обучение на уроках физики Кудаева Т. В.
[ Скачать с сервера (444.8 Kb) ] 26.04.2012, 14:18

Проблемное обучение 

на этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала на уроках физики (тезисы к выступлению)

Урок – это основная форма работы учителя, это основа общения учителя и ученика, это главная часть в образовании и воспитании. Урок ставит триединую цель: образовательную, воспитательную и развивающую. В структуре современного урока физики важное значение имеет этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения. Учителю необходимо обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к её достижению, раскрыть значение цели для самих школьников. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что нужно. Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность, инициативу при работе над ними.

     3 слайд. Характеристика данного этапа представлена мною в опорной таблице, где отражаются образовательные задачи, содержание, показатели выполнения образовательных задач, условия выполнения образовательных задач, на этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Опорная таблица этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Образователь-ные  задачи

1.  Организовать и целенаправить познавательную дея-тельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

2.  Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.

3.  Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Содержание

 

Сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

Показатели выполнения образователь-ных задач

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Условия выполнения образователь-ных задач

-     предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане;

-     умение четко и однозначно вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и навыками овладеть;

-     сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат;

-     ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися или сформулировать её вместе с ними, в противном случае она не будет для них личностно значима.

       4 слайд. На своих уроках я стараюсь, чтобы процедура целевой установки на урок вызывала у учащихся положительные эмоции по отношению к деятельности; это имеет огромное значение для пробуждения и поддержания интереса учащихся к изучению материала урока. При этом пользуюсь такими приемами эмоционального стимулирования, как приведение занимательных примеров, аналогий, парадоксальных фактов, создание эмоционально-нравственных переживаний, проведение занимательных учебных экспериментов. 

В качестве источника восприятия нового материала может быть мой рассказ, непосредственное наблюдение учащимися изучаемых предметов и явлений, рассматривание наглядных пособий, чтение учебной книги. В зависимости от содержания темы эти источники используются по-разному, однако во всех случаях, как показывает опыт, восприятие осуществляется успешнее, когда учащиеся уже несколько подготовлены к усвоению нового материала. Поэтому я еще задолго до систематического изучения того или иного раздела программы организую наблюдения, ввожу практические упражнения, создавая тем самым прочную базу для обобщений и выводов. 

 Образовательные задачи этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала наиболее эффективно решаются через технологию проблемного обучения, организация которого имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний. Недостаток традиционного обучения состоит в том, что в основном ученикам приходится отвечать на вопросы, которые они сами задавали.

     Мне кажется, что проблемное обучение помогает организовать учебный процесс таким образом, что учащиеся могут сами задавать вопросы и находить на них ответы самостоятельно или с помощью учителя.

     5 слайд. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: "Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: "Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.

      6 слайд. Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

·       наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся;

·       умение учителя создавать проблемную ситуацию;

·       постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;

·       специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

Категория: Его Величество - УРОК | Добавил: Школа
Просмотров: 1705 | Загрузок: 118 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: