Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения
занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора
именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме,
разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками,
на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие
уроки темы, разделы (в том числе других
предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к
уроку программные требования, образовательные
стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока,
его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно
предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса
были учтены при подготовке к уроку (и почему
именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на
уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и
темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход
урока? характер взаимодействия учителя и
учащихся? Почему были избраны именно такое
содержание, такие методы, средства, формы
обучения?
6. Какие условия
(социально-психологические, гигиенические,
учебно-материальные, эстетические) были созданы
для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения,
усовершенствования) по сравнению с
первоначальным планом в ходе урока? какие?
почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном)
уровне поставленные задачи урока и получить
соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию
учения, настроения, самочувствия? Какова общая
самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и
недостатков проведенного урока? Каковы
неиспользованные резервные возможности? Что в
этом уроке следовало бы сделать иначе,
по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо
сделать на будущее?
Предложенный вариант содержит пять
ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они
задают достаточно четкую логику самоанализа, и
его алгоритм.
До любой внешней оценки урока учитель
сам характеризует его по определенным критериям:
качество результатов, отсутствие перегрузок,
мотивация и самочувствие школьников.
Большинство учителей школы сходится
на том, что анализ урока необходим для повышения
качества обучения. Однако под основным
механизмами, помогающими достичь более высокие
результаты в учебе, понимаются контроль и
руководство процессом запоминания знаний
|