Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 07:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Уважаемые посетители! Вас приветствуют педагоги Курского района Ставропольского края

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Наши ссылки

Методсовет

Продлёнка

Ярославский дистанционный центр

Каталог файлов

Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Программы учителей

Элективные курсы
10.05.2012, 18:14
Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на два основных вида: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) курсы. Исходя из основных задач, которые решаются в рамках реализации вышеуказанных курсов, учебное заведение определяет необходимую направленность и перечень курсов.

При выборе и разработке курсов необходимо учитывать следующее:

1.      Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», то есть, ученик должен иметь реальное право выбора. Название курса должно быть привлекательным для ученика, а также нести определенную смысловую нагрузку. Набор курсов желательно определить в конце 8 класса, на основе опросов, анкетирования, собеседования, психологических тренингов.

2.      Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволили бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсов по выбору как минимум два раза за учебный год. Оптимальная продолжительность курсов находится в пределах 8-16 часов. Однако, более широкие временные границы изменяются от 8(4) до 34 часов.

3.      Содержание курсов предпрофильной подготовки должно не только включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимой для успешного усвоения программы того или иного профиля.

4.      В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через усвоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Таким образом, на основе вышесказанного можно выделить следующие основные характеристики любого элективного курса: избыточность, вариативность, краткосрочность, оригинальность содержания, нестандартный характер, активное внедрение инновационных технологий.

              

     Предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля.

Программа предметно-ориентированных курсов включает  углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение (изучение некоторых тем, выходящих за рамки программы). Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Программы факультативов могут быть модифицированы и дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.

В процессе реализации предметно-ориентированных курсов решаются следующие задачи:    реализация учеником интереса к выбранному предмету;     уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;       создание условий для подготовки к экзаменам по выбору.

Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Задачами данных курсов являются:        создание базы для ориентации ученика в мире современных профессий;      ознакомление на практике со специфическими видами деятельности, которые соответствуют определенным профессиям;       поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю.

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов  используются различные подходы к организации занятий: академические лекции, семинары, уроки, а также проектная и исследовательская деятельность, практикумы, игровые технологии. Наибольшее предпочтение рекомендуется отдавать современным интерактивным технологиям.

Что такое элективные курсы

Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10—11 классах образование должно стать более дифференцированным и индивидуализированным. Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов: базовые общеобразовательные,  профильные общеобразовательные и элективные.

 Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы — это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Элективные (от латинского electus — избранный) курсы — это обязательные для изучения курсы по выбору учащихся. Базовые и профильные курсы составляют инвариантную часть, а элективные курсы — вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.  

Новые элементы содержания апробируются сначала в вариативной части, а затем включаются в инвариантную. Так было всегда. В советской школе новое содержание образования проверялось в процессе преподавания факультативных (от латинского facultas — способность, возможность) курсов. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX века многие учителя биологии преподавали такие факультативные курсы, как «Основы биотехнологии», «Молекулярная биология» и другие (1). Сейчас эта задача будет решаться с помощью элективных курсов.

Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.

Элективные курсы для профильного обучения

 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.) предусматривает возможность введения пяти профилей, в числе которых естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология). В Федеральном базисном учебном плане (2004 г.) предлагается вариант введения десяти профилей, в том числе естественнонаучного (профильные предметы – физика, химия, биология).

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе базисного и включает следующие основные блоки.

1) Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.  

2) Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

Содержание указанных блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом образовательного стандарта общего среднего образования и контролируется ЕГЭ.

3) Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. 

Элективные курсы выполняют три основных функции:

1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

2. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

3. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».  

Чтобы успешно выполнять названные выше функции, элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Отобранное содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.

Требования к элективным курсам

 1) Избыточность (их должно быть много).

2) Конкретность   ( Он может преподаваться одно полугодие, учебный год или два учебных года (10—11 классы). Реализуются элективные курсы за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.)  

3) Оригинальность содержания, названия. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект...).

4) Нестандартизированность. Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.

5) Проектирование программ элективных курсов

На каком. содержательном материале, и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.()

Чем содержание элективных курсов будет отличатся от базового курса? (Исключить дублирование.) вопросник для составления курса:

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс? (В библиотеке, у учителя...)

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса? (Оценка за курс не ставиться, но в портфолио может поместить отзыв, результат.)

Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

6) Определение учебной программыУчебная программа – нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса.

 Структурные элементы программы элективных курсов

 Титульный лист,

Пояснительная записка.

Содержательная часть.

Методическая часть.

Приложение.

 2. Пояснительная записка

 Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой ...).

Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии...), цель должна отражать результат (создать проект...).

Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).

Общая характеристика учебного процесса ( с/о, модульное обучение...).

Указание внутри предметных и межпредметных связей.

Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.

Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях...).

Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).

Сведения об апробации программы.

3. Содержательная часть

Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.

Это основная часть учебной программы. В ней раскрывается система понятий, показывается, на каком материале реализуются идеи, обозначенные в пояснительной записке. Процессуальному характеру изложения содержания способствует список демонстраций, лабораторных и практических работ, экскурсий, перечень необходимых материалов и оборудования. Завершается программа рубрикой «Основные требования к знаниям и умениям».

Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

4. Методическая часть

Методические рекомендации.

Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.Развитие компетентности. То есть  методика обучения элективным курсам должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т.д.Более детального представления технологии обучения и методике по каждой теме.Критерии эффективности реализации программы.

Формы и методы контроля. Для промежуточной аттестации учащихся можно рекомендовать написание рефератов. Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

 Список рекомендуемой литературы. Считаем уместным организовывать обсуждение достоинств и отдельных недостатков учебников и пособий, обучать их умению анализировать книги.

 5. Приложение

Тематические планирования.

Дидактический материал.

Дискеты с электронными презентациями.

Экспертиза программы

Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.

Критерии оценки программы элективного курса

Актуальность содержания программы.

Мотивационный потенциал (насколько интересен).

Диагностичность и процессуальность целеполагания.

Соответствие содержания поставленным целям.

Системность содержания (логическая стройность).

Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации для разных

по материалам  сайта school.edu.ru

и методического

 пособия

элективные курсы

по естествознанию


Категория: Программы учителей | Добавил: Школа
Просмотров: 3765 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergWew  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>новинский завод где находится</a>

Имя *:
Email *:
Код *: