Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 06:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Уважаемые посетители! Вас приветствуют педагоги Курского района Ставропольского края

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Наши ссылки

Методсовет

Продлёнка

Ярославский дистанционный центр

Каталог файлов

Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Проектно-исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность
10.05.2012, 18:09

Проектная и исследовательская деятельность в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Одна из моделей профильного обучения может быть построена на основе технологии проектной и исследовательской деятельности, организация которой создает условия для реализации основных направлений стратегии модернизации образования: интеграции предметного содержания, развитие познавательных умений и навыков, формированию ключевых компетенций обучающихся. Она способствуют формированию у школьников умений и навыков самостоятельно мыслить; ставить и решать поставленные задачи; работать с научной, научно-популярной литературой; применять полученные знания на практике; сотрудничать в группах; быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Проектная деятельность школьников может осуществляться на основе учебного и дополнительного материала. В связи с этим обучающиеся должны включаться в различные виды деятельности, для которых необходима разработка образовательной программы, одним из обязательных компонентов которой должна стать индивидуальная образовательная траектория.

Проектная и исследовательская деятельность может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план; в часы компонента общеобразовательного учреждения; в блок дополнительного образования (индивидуальные, групповые занятия и консультации по темам выполняемых исследований, при выборе которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников).

При этом необходимо учитывать, что работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика, то процесс выполнения проектов предполагает наличие  особых подходов:

1. Необходимо наличие значимой задачи (проблемы).

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся (отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной работы).

4. Результатом работы над проектом является образовательный продукт, который  разработали участники проектной группы для расширения поставленной проблемы [6].

Планирование работы над проектом представлено в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Планирование работы над проектом

 

Стадия работы над проектом

Сроки, кол-во часов

Содержание работы на этой стадии

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечания

Подготовка

1 неделя 1 час

определение темы и цели проекта

обсуждают предмет с учителем, получают дополнительную информацию, устанавливают цели

знакомит со смыслом проектного подхода, мотивирует обучающихся, помогает в постановке цели

первый вариант названия проекта

Планирование

1 неделя

2 часа

1. определение источников информации;

2. определение способов сбора и анализа информации;

3. определение способа представления результатов (формы отчета);

4. распределение задач (обязанностей) между членами команды

вырабатывается план действий, формулируют задачи

предлагает идеи; высказывает предположение

в ходе совместного обсуждения темы проекта было решено ввести исторические аспекты рассматриваемого явления и изготовить модели.

Исследование

2-3 неделя

6 часов

сбор информации, решение промежуточных задач

выполняют исследование, решая промежуточные задачи, связанные с выполнением презентации и изготовлением моделей

наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью

уточнение темы проекта «Платоновы и архимедовы тела», начало компоновки материала

Результаты и выводы

4 неделя

3 часа

анализ информации, формулированием выводов

 

анализируют информацию

наблюдает, советует

Компоновка материала, определение содержания мульмедиа сопровождения

Оценка результатов и процесса

 

 

участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета

 

 

Таким образом, проектная деятельность − это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение результата при решении той или иной проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение цели и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [5].

Исследовательскую деятельность − деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Она предполагает:

1. постановку проблемы, цели и задач;

2. изучение теоретического материала, посвященной данной проблеме,

3. подбор методики, методов и средств исследования;

4. сбор собственного материала, его обработка, анализ и обобщение;

5. представление результатов работы.

По словам А.В. Леонтовича, «главная специфика исследовательской деятельности…в том, что при ее реализации происходит как отработка эффективных мыслительных операций, навыков целеполагания, планирования, рефлексии, так и обретение учащимися норм, ценностей и традиций исследовательской деятельности как части культуры современной цивилизации» [4].

Большой вклад в развитие исследовательской деятельности в Ставропольском крае внесла Малая академия наук Ставропольского Дворца детского творчества как уникальная образовательная система введения ребенка в пространство науки, которая охватывает различные возрастные категории обучающихся и предлагает различные направления исследовательской деятельности, отвечающие индивидуальным и возрастным особенностям.

Образовательная система МАН эффективна, так как она аккумулирует и оптимизирует ресурсы основного и дополнительного образования, имеет гибкую разветвленную организационную структуру, позволяющую осуществлять индивидуально-личностную подготовку слушателей. В МАН осуществляется реальная профилизация школьников. Большинство выпускников МАН выбрали профессиональное направление в жизни, связанное с занятиями во Дворце детского творчества, задача которого – организовать педагогическую поддержку ребенка в его индивидуальном саморазвитии, создать ситуацию «успеха», дать возможность выбора профиля, содержания и форм образования.

В рамках сетевого взаимодействия коллективом Дворца детского творчества проводятся обучающие семинары, «мастер-классы», творческие мастерские по обмену педагогическим опытом, научно-практические конференции, различные конкурсы для педагогов – организаторов проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Ставропольского края, СКФО и ЮФО.

В учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи) рекомендуется включение проектной и исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования, так как она вносит вклад в решение большинства задач профилизации общего образования. Проектная и исследовательская деятельность в условиях дополнительного образования не имеет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и научных обществ, результаты которых обучающиеся могут демонстрировать на мероприятиях различного уровня.

В ходе экспериментальной деятельности по внедрению профильного обучения на старшей ступени образования в ряде средних общеобразовательных учреждений Ставропольского края была введена академическая практика обучающихся как форма дополнительного образования учебно-исследовательского направления, с одной стороны, и как технология приобщения к учебно-исследовательской и проектной деятельности, с другой (табл. 2) [6].

Таблица 2

Структура академической практики

 

Этапы

Контингент обучаю-щихся

Сроки

Цель

Форма отчета

Где заслуши-вается отчет

1.

обучающиеся, изъявившие желание обучаться в 9 классе (после окончания 8 класса)

10 дней в конце учебного года после окончания 8 класса (групповые занятия), групповые и индивидуальные занятия в течение 9 класса

- углубление и расширение кругозора;

- занятие в библиотеках;

- приобщение к проектной и исследовательской деятельности как составной части учебного процесса

предметное сочинение, сообщение, реферат, отчет об экспедиции т.д.

осенняя и весенняя сессии научного общества, конференции, например «Старт в науку», «Шаг в будущее»

2.

обучающиеся профильных классов (после окончания 9 класса) и в течение 10 класса

10 дней в конце учебного года после окончания 9 класса (групповые занятия), групповые и индивидуальные занятия в течение 10 класса

- изучение курсов «Методы научных исследований», «История научных открытий»;

- включение обучающихся в активную проектную и исследовательскую деятельность

исследование, экспериментальная работа, реферат, проект

осенняя и весенняя сессии научного общества, конференции «Шаг в будущее»; научно-практические конференции всех уровней

3.

обучающиеся профильных классов (после окончания 10 класса) и в течение 11 класса

15 дней после окончания 10 класса (индивидуальные и групповые занятия), работа в течение учебного года (научные семинары, индивидуальные и групповые консультации)

Совершенствование навыков проектной и научно-исследовательской деятельности

исследование, экспериментальная работа, научная статья, проект

осенняя и весенняя сессии научного общества, конференции «Шаг в будущее»; научно-практические конференции всех уровней

 

Таким образом, проектная и исследовательская работа, выполняемая в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, отличается от проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач, предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы и имеет ряд особенностей:

1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — индивидуальные, групповые занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и научно-практические конференции.

Категория: Проектно-исследовательская деятельность | Добавил: Школа
Просмотров: 3393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: