ЦИФРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ [13] |
ОРКСЭ [6] |
Год истории [0] |
ЛЕГО РОБОТЫ [10] |
Проектно-исследовательская деятельность [20] |
Курсы СКИРО ПК и ПРО
[14]
УМК дистанционных курсов модернизации по 9 направлениям, ФГОС
|
Его Величество - УРОК [15] |
Что нам стоит сайт построить [4] |
Современные педагогические технологии [3] |
Программы учителей
[8]
Элективные курсы, кружки
|
Разное к сценариям [3] |
Программа информатизации ОУ
[10]
шаблоны, примеры программ
|
Система управления школой [2] |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [1] |
Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Проектно-исследовательская деятельность |
10.05.2012, 18:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектная и исследовательская деятельность в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования Одна из моделей профильного обучения может быть построена на основе технологии проектной и исследовательской деятельности, организация которой создает условия для реализации основных направлений стратегии модернизации образования: интеграции предметного содержания, развитие познавательных умений и навыков, формированию ключевых компетенций обучающихся. Она способствуют формированию у школьников умений и навыков самостоятельно мыслить; ставить и решать поставленные задачи; работать с научной, научно-популярной литературой; применять полученные знания на практике; сотрудничать в группах; быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проектная деятельность школьников может осуществляться на основе учебного и дополнительного материала. В связи с этим обучающиеся должны включаться в различные виды деятельности, для которых необходима разработка образовательной программы, одним из обязательных компонентов которой должна стать индивидуальная образовательная траектория. Проектная и исследовательская деятельность может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план; в часы компонента общеобразовательного учреждения; в блок дополнительного образования (индивидуальные, групповые занятия и консультации по темам выполняемых исследований, при выборе которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников). При этом необходимо учитывать, что работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика, то процесс выполнения проектов предполагает наличие особых подходов: 1. Необходимо наличие значимой задачи (проблемы). 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся (отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной работы). 4. Результатом работы над проектом является образовательный продукт, который разработали участники проектной группы для расширения поставленной проблемы [6]. Планирование работы над проектом представлено в таблице 1.
Таблица 1 Планирование работы над проектом
Таким образом, проектная деятельность − это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение результата при решении той или иной проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение цели и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [5]. Исследовательскую деятельность − деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1]. Она предполагает: 1. постановку проблемы, цели и задач; 2. изучение теоретического материала, посвященной данной проблеме, 3. подбор методики, методов и средств исследования; 4. сбор собственного материала, его обработка, анализ и обобщение; 5. представление результатов работы. По словам А.В. Леонтовича, «главная специфика исследовательской деятельности…в том, что при ее реализации происходит как отработка эффективных мыслительных операций, навыков целеполагания, планирования, рефлексии, так и обретение учащимися норм, ценностей и традиций исследовательской деятельности как части культуры современной цивилизации» [4]. Большой вклад в развитие исследовательской деятельности в Ставропольском крае внесла Малая академия наук Ставропольского Дворца детского творчества как уникальная образовательная система введения ребенка в пространство науки, которая охватывает различные возрастные категории обучающихся и предлагает различные направления исследовательской деятельности, отвечающие индивидуальным и возрастным особенностям. Образовательная система МАН эффективна, так как она аккумулирует и оптимизирует ресурсы основного и дополнительного образования, имеет гибкую разветвленную организационную структуру, позволяющую осуществлять индивидуально-личностную подготовку слушателей. В МАН осуществляется реальная профилизация школьников. Большинство выпускников МАН выбрали профессиональное направление в жизни, связанное с занятиями во Дворце детского творчества, задача которого – организовать педагогическую поддержку ребенка в его индивидуальном саморазвитии, создать ситуацию «успеха», дать возможность выбора профиля, содержания и форм образования. В рамках сетевого взаимодействия коллективом Дворца детского творчества проводятся обучающие семинары, «мастер-классы», творческие мастерские по обмену педагогическим опытом, научно-практические конференции, различные конкурсы для педагогов – организаторов проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Ставропольского края, СКФО и ЮФО. В учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи) рекомендуется включение проектной и исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования, так как она вносит вклад в решение большинства задач профилизации общего образования. Проектная и исследовательская деятельность в условиях дополнительного образования не имеет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и научных обществ, результаты которых обучающиеся могут демонстрировать на мероприятиях различного уровня. В ходе экспериментальной деятельности по внедрению профильного обучения на старшей ступени образования в ряде средних общеобразовательных учреждений Ставропольского края была введена академическая практика обучающихся как форма дополнительного образования учебно-исследовательского направления, с одной стороны, и как технология приобщения к учебно-исследовательской и проектной деятельности, с другой (табл. 2) [6]. Таблица 2 Структура академической практики
Таким образом, проектная и исследовательская работа, выполняемая в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, отличается от проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач, предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы и имеет ряд особенностей: 1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого; 2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — индивидуальные, групповые занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и научно-практические конференции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |