Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 28.04.2024, 14:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Уважаемые посетители! Вас приветствуют педагоги Курского района Ставропольского края

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Наши ссылки

Методсовет

Продлёнка

Ярославский дистанционный центр

Каталог файлов

Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Современные педагогические технологии

Формы организации методической работы
12.09.2013, 15:47

Формы организации методической работы

http://school21-65.narod.ru/index/0-174

 

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

  

 

Активные формы организации методической работы

1.Теоретический семинар

Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

Задачи:

  • ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;
  • определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

2. Методические оперативки

Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта  и определение путей их внедрения.

3. Тематические педсоветы

Цель: выработка коллегиальных решений по проблемам  организации и содержания образовательного процесса в школе.

Задачи: определение образовательной политики  школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

4. Методические дни

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Задачи:

  • ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;
  • создание "копилки" внутришкольных методических находок.

5. Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

6.    Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

Задачи:

  • ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;
  • проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

7.    Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

8.    Методический ринг

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

9.    Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

10.          Методический диалог

Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

11.          Деловая игра

Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

12.          Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

13.          Педагогический КВН

Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

14.          Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

15.          Мозговой штурм

Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

16.          Наставничество

Непосредственное обучение молодого учителя   наставником (опытным учителем).

Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

  • обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;
  • обеспечение уровня работы молодого учителя;
  • формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

17.           Методическая декада

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

18.          Интеллектуальный марафон

Цель:  знакомство с педагогическим  творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. 

19.          Предметные недели

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

20.          " День науки"
21.          Дни гуманитарных знаний
22.          Психолого-педагогические семинары
23.          Мастерская повышения квалификации
24.          Научно-практические конференции учителей и учащихся
 25.          Индивидуальная работа над личной творческой темой
26.          Экспериментальная работа
27.          Работа школьной академии наук (ШАН)
28.          Издательская деятельность
29.          Работа творческих групп


Примерные темы семинаров

  1. Управление процессом профессионального развития педагогов.
  2. Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.
  3. Активные формы развития профессионализма педагогических кадров.
  4. Идеологическая работа в учреждениях образования: сущность содержания, функции.
  5. Оценка качества образования и ВШК по предметам.
  6. Система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития.
  7. Анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя.
  8. Мотивация как фактор повышения педагогического мастерства.
  9. Современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров.
  10. Роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.
  11. Роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования.
  12. Проблема самоанализа урока.
  13. Научная дискуссия как средство обучения.
  14. Программа  индивидуальной работы с отстающими учащимися.
  15.  Урок – как форма повышения методического мастерства.
  16. Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов обучения школьников;
  17. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; 
  18. Повышение эффективности контроля за состоянием учебной деятельности школьников.
  19. Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.
  20. Организация системы работы по предупреждению  и преодолению  пробелов в знаниях учащихся.
  21. Новые педагогические технологии и их использование в учебном процессе.
  22. Разнообразие контроля и учёта знаний, умений и навыков учащихся.
  23. Мотивация учения путём формирования у детей познавательных интересов.
  24. Реализация гуманистической направленности обучения через личностно-ориентированный педагогический процесс.
  25. Роль качественной оценки знаний в  формировании личности ребёнка.
  26. Реализация в учебном процессе концепции личностно-ориентированного обучения.
  27. Личностная направленность оценки результатов деятельности учащихся.
  28. Создание на уроке оптимальных условий для  развития личности.
  29. Психолого-педагогическая деятельность в создании ситуации успеха.
  30. Реализация в учебной деятельности свободы выбора.
  31. Искусство педагогического общения на уроке.
  32. Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребёнка.
  33. Особенности работы учителя с нестандартными детьми.
  34. Развитие способностей ребёнка – настоятельная потребность времени.
  35. Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроках, дифференциация – решение многих проблем обучения.

 

Критерии эффективности организации и планирования методической работы:

1. Нормативно-правовая обеспеченность деятельности.

2. Уровень функционирования или развития системы методической работы (единство целей, задач, содержания, форм, методов, организации и конечных результатов).

3. Оптимальность структурно-функциональной модели методической службы.

4. Чёткость и конкретность планирования.

5. Актуальность тематики.

6. Целенаправленность и систематичность в проведении методической работы.

7. Привлечение к методической работе всех членов педагогического коллектива.

8. Изучение и использование членами педагогического коллектива опыта работы своих коллег.

9. Технологизация учебно-воспитательного процесса.

10. Открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования.

11. Создание творческой, деловой атмосферы в коллективе со стороны руководителей.

12. Диагностическая основа для определения структуры, содержания и форм методической работы.

13. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.

14. Учёт передового педагогического опыта.

15. Сплоченность педагогического коллектива.

16. Развитие творческой активности педагогических кадров, повышение их общей культуры.

17. Последовательный переход от коллективных форм работы к самообразованию.

18. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности.

 

Планирование работы МО
         Планово-прогностическая деятельность администрации является основой управления методической работой в школе. Как любая деятельность, она должна иметь свои цели, средства и результаты. Методическое объединение (МО) является центральным звеном методической работы в школе и создаётся при наличии не менее трёх специалистов одного профиля. Педагоги малокомплектных школ принимают участие в работе межшкольных (кустовых) МО.

Общее руководство МО осуществляет зам. директора по УВР. Непосредственно же руководить МО может учитель, избранный коллегами из числа наиболее опытных педагогов.

Для осуществления контроля за работой МО руководитель школы должен чётко представлять задачи, стоящие перед МО и содержание его деятельности, которая включает организационную учебно-методическую и воспитательную работу.

         В конце каждого учебного года (апрель-май) руководители МО готовят отчёт о проделанной работе за год, в котором излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы и определяются основные задачи и краткая программа деятельности на следующий год.

После определения основных задач и мероприятий для МО руководители МО составляют  План работы на учебный год. План представляет собой структурную определённую последовательность мероприятий, ведущих к достижению уже определённого комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом и включать все необходимые решения. Для реализации плана необходимо разработать стандартную систему отчётности и осуществлять её анализ как по результатам деятельности всего МО, так и отдельного учителя. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности МО, сравнение полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, невозможны  без качественного планирования. План становится предпосылкой для составления подробных календарных графиков, расписаний и т.п.

Центральное место в планировании     занимают задачи календарного планирования, т.е. увязывание мероприятий   между собой во времени и с возможностями других МО. В простейшем случае   параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждого мероприятия, их продолжительности и необходимые ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические). Существуют различные способы отображения календарного плана. Наиболее распространены календарные планы в виде линейных диаграмм и списков работ (таблицы, планы - сетки). Опыт показывает, что наиболее приемлемым для председателей МО является календарный план в виде таблицы.


Категория: Современные педагогические технологии | Добавил: i_elf
Просмотров: 1836 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0